Современный уклад жизни в городе является причиной одиночества и душевного обеднения. Ежедневно мы видим сотни людей, которые экранируются от толпы. Каждый борется за себя. Ближний становится конкурентом и возникает социальный антагонизм. Наша цивилизация погружает детей во многие чувственные впечатления, которые они вынуждены принимать и обрабатывать. Нестабильность во многих семьях также способствует тому, что все у большего числа детей проявляется необычность поведения и нарушение развития. Т.о. в обществе возникает истерическая, гиперкинетическая и аутичная тенденции. Одни дети проявляют нервозность, агрессивность, непоседливость. Другие больше никому не верят и становятся депрессивными.

Высокие требования в школе приводят к стрессу, из-за этого дети могут заниматься только короткое время, а затем начинают мешать другим.

В своей семье дети переживают пустоту и нехватку душевного тепла. Родители в большинстве случаев работают и пытаются компенсировать отсутствие общения наводнением игрушек и вещей. Часто можно наблюдать следующую картину: детей пытаются занять показом мультфильмов. Они стали своеобразной палочкой-выручалочкой. Не ест малыш – мультфильм, не спит – мультфильм, шумит – опять мультфильм. Дети все свободное время проводят за компьютером. Родители уже забыли все детские песенки и игры. Дети ведут малоподвижный образ жизни из-за отсутствия свободы действий в городе (нет детских площадок, запаркованные тротуары и т.д.) и вынуждены проводить время в квартире. Поэтому у многих детей возникают двигательные нарушения, нарушения координации, мышечная слабость и как итог этого – дефекты осанки.

Все чаще наблюдается тенденция к отвердеванию из–за ранней интеллектуализации. Дети рождаются с закрытыми родничками и окостеневшими швами черепа. У многих рано прорезаются зубы.

Городские дети особенно ослаблены, поэтому имеют низкую температуру тела, что проявляется в их холодных конечностях.

В этих случаях масляно-дисперсионные ванны могут оказать растворяющее и согревающее действие.

Наибольшее тепло сконцентрировано в жирных маслах. Они принимают в себя тепло, преобразуют и могут его отдавать. Оливковое масло имеет температуру плавления 37 0 С, т.е. наиболее близкую к температуре человеческого тела. Это температура воплощения человеческой организации. Поэтому оно является базовым маслом.

Самое главное – привести детей к правильному дыханию. Все исцеляющие силы первоначально заключены именно в человеческом дыхании, а другие системы самоисцеляются.

Этого можно достичь путем ритмичного массажа в воде. Вода при этом пребывает в движении и в постоянном превращении уже во время наполнения ванны. В колбе прибора для ванн возникает водоворот, затем вода встречается с маслом и благодаря высокой скорости течения образуется пар. В физике это явление называют холодным испарением. Каждая отдельная капля воды пронизывается маслом, которое претерпевает 40000 - кратное разбавление. Между дисперсными частицами, а также и между частицами воды и масла действуют силы отталкивания. При погружении в ванну кожа «вдыхает» масло, происходит резорбция вплоть до крови. Масляная оболочка на теле образуется в начале процедуры, когда пациент лежит спокойно. Поэтому ребенка также необходимо успокоить.

Маленьким детям проводят процедуру вместе с мамой. Для грудничков смешивают в равных частях оливковое и льняное масла. Продолжительность процедуры для детей 5-10 минут. Для малышей массаж делают льняными перчатками широкими движениями по всей конечности. После обертывания ребенок лежит 5-10 минут (столько выдержит).

Лечение детям постарше также начинают с базовых масел (если нет специальных индивидуальных назначений), а с пубертатного периода назначают и эфирные масла. Процедура длится 10-20 минут и столько же обертывание. Задача терапии ваннами – привести ребенка к покою.

Она способствует выработке собственного тепла у ребенка. Также благодаря плотному укутыванию ребенок интенсивно ощущает собственные телесные границы.

А если мы имеем обратную отвердению картину, которая наблюдается у детей-истериков, то это проявление растворения. Это дети со светлой, прозрачной кожей. Они пугливы и депрессивны. Эти дети душевно изранены и отступают перед требованиями. У них наблюдается повышенное потоотделение и энурез. У истерического ребенка возникают представления, которые сами по себе причиняют боль. Они хотят быть принятыми людьми, но при этом не дают до себя дотронуться, отвергают любое физическое соприкосновение. Поскольку истерики любят воду, то можно им 2 раза в неделю делать масляно-дисперсионную ванну без массажа с маслом из терна. При ночном энурезе рекомендуется делать ванны с маслом зверобоя.

Гиперактивные дети – непоседы, постоянно занятые окружением. Их намерения должны тотчас осуществиться иначе они переживают душевную катастрофу. Плохо спят. В детском саду постоянно сталкиваются с другими детьми, кусаются, толкаются, дергают за волосы. Ванны со зверобоем помогают им сформировать внутреннее пространство. Масло Solum из торфа создает оболочку. Для нормализации почечного перевозбуждения используют масло Cuprum / Lavanda. Этим детям необходим щеточный массаж и плотное укутывание.

Аутичные дети всегда сохраняют дистанцию и создают впечатление умного не по годам ребенка. У них часто унылое настроение. В поведении присутствует навязчивость, двигательные стереотипы или нарушения моторики. Они пугаются при изменении временного или пространственного порядка. Аутичные дети не чувствуют себя в своем теле. Они чутко реагируют на любое физическое соприкосновение, до них нельзя дотрагиваться. Этим детям делают ванны 1-2 раза в неделю с лавандовым маслом.

Как правильно делать ванну детям?

Вначале надо измерить температуру тела ребенка медицинским термометром и таким образом определить температуру ванны. Если у ребенка высокая температура, то температура воды должна быть на 10 – 20С ниже. После этого подготавливается место для укутывания. Вниз стелют шерстяное одеяло, поверх него под голову кладут махровое полотенце, можно постелить также простынь. Затем берут фланелевую простынь, которая необходима для пеленания ребенка, и вешают ее на батарею. Моют ванну натуральными моющими средствами, чтобы вредные синтетические вещества не попали в кровь. После этого прикрепляют прибор к ванне и наливают горячую воду (только чтобы прикрывало дно) для согревания самой ванны. Затем к ней добавляют холодную воду, чтобы в конце получить нужную температуру и наливают масло до отметки. Маленьким детям достаточно половины. Опускают в ванну термометр. Наливают необходимое количество воды. Если масло закончилось раньше, то продолжают лить только воду. Если наоборот, то можно ускорить процесс, опустив дно прибора в воду. Надо учитывать, что в этом случае происходит не очень качественное смешивание масла и воды и в следующий раз наливать масла меньше. Убирают прибор после контроля температуры воды. До и при желании после ванны необходимо сводить ребенка в туалет. Затем ребенка раздевают и сажают в ванну. Спросите у него, нравится ли ему температура ванны, допускается ее небольшая коррекция. Можно дать ребенку какую-нибудь безопасную игрушку. 5-10 минут (в зависимости от возраста) ребенок спокойно лежит в ванне. Затем делают массаж, 2-4 движения на одном месте по направлению от периферии к центру. Благоприятное воздействие оказывает массаж головы. Чтобы убрать отек носоглотки при насморке или аденоидах можно сделать массаж лица. Заканчивают массаж круговыми движениями на крестце. После ванны ребенка укутывают в простынь и несут (ведут) к приготовленному месту. Сначала пеленают вместе с головой во фланелевую простынь таким образом, чтобы обнаженные части тела не касались друг друга, затем укутывают голову полотенцем и в последнюю очередь – завертывают в одеяло. Обертывание должно быть достаточно тугим, чтобы ребенок мог почувствовать свои границы. Под голову кладут подушку, а под колени – валик. Обертывание – очень важная часть процедуры. В это время происходит лечебное воздействие субстанций, которые проникли в кровь во время ванны. Если ребенок не хочет лежать, то можно ему рассказывать сказки, петь песенки и т.д. Желательно избегать компьютерных мультфильмов. После процедуры необходимо ребенка тепло одеть и высушить волосы. Через час – контрольное измерение температуры.

В заключение хотелось бы предупредить, что масляно-дисперсионные ванны должны быть назначены врачом, который знаком с этим методом. В этом случае будет правильно подобрано масло и ритм проведения процедур.

В Школе антропософской физиотерапии проводятся одно - и трехдневные семинары. На них вы можете обучиться самомассажу, детскому и взрослому массажу, обертываниям, а также узнать больше об этом методе и получить ответы на интересующие вас вопросы. Телефон для записи на курсы и консультацию врача 8 985 123 52 99.

                                                                                                                                       Руководитель Школы антропософской терапии Рошкова  М.В.